Размышление о творчестве.
Зачем художник творит и почему он творит именно так? В основе истинного творчества лежит его неутилитарность. Это философское основание искусства, а точнее понятия «эстетического», без которого искусство просто не существует. Неутилитарность значит, что художник создает не для выгоды (материальной, социальной и т.д.), а потому что у него что-то в душе болит или ликует и он не может этого не делать. Кто-то может назвать это идеализмом, но на самом деле искусство нам интересно, нас манит, потому что это высказывание художника о мире, о человеке и о себе обладает силой искренности, оно очищено от иных целей.
Бывает так, что автор может создавать искусство на заказ, он умеет лавировать между удовлетворением потребностей заказчика и отражением опыта личного созерцания. Идеальный пример – роспись Сикстинской капеллы Микеланджело.
Но если пойти в размышлениях дальше, мы встретимся со зрителем. «Ты царь: живи один», как бы говорит художнику чистая эстетика (в лице Александра Сергеевича), но каждый художник понимает, что, творя в одиночестве и занимаясь свободным созерцанием, он рискует стать абсолютно невостребованным или непонятым. Одним это может ничем не грозить и история искусства знает множество таких примеров, другим может грозить полным выгоранием, когда, не имея отклика на свое творчество, художник может перестать верить в его подлинность, в его настоящую связь с миром (я имею ввиду мир, как космос, а не житейское пространство). Ну или просто он помрет с голоду.
В ориентировании на зрителя (зрителем может быть заказчик), есть момент этой утилитарности. Она может заключаться в ориентации на современное актуальное искусство, приемы, методы, на политическую, социальную и философскую повестку. Художник может просто сделать произведение в угоду заказчику (поэтому большая часть коммерческих заказов искусством не является). Часто художнику нужно пройти между Сциллой (чудовищем на высоченной, как небоскреб, отвесной скале – представим, что это опасность искать чистую выгоду) и Харибдой (всепоглощающей морской пучиной, водоворотом – представим, что это опасность навсегда остаться наедине с самим собой).
Фотография из серии «Грации и ветры»
2021